Несколько статей по вождению (к оглавлению):

1.Вождение в пробках

Осенью пробок на дорогах становится больше. Причины этому две. Во-первых, люди вернулись из отпусков и приехали жить с дач. Из-за этого машин в городе становится больше. Вторая причина - неправильное вождение автомобиля в условиях затруднений в дорожном движении. При вождении в осеннюю дождливую пору, изначально готовьтесь к тому, что вам придется запастись самообладанием. Обязательно купите понятную карту города. Такая карта имеет огромное преимущество при поиске маршрутов движения и вариантов объезда пробок.
Стоянка в пробке имеет и положительные стороны. Например, стоя в пробке, можно обзвонить знакомых и друзей и пригласить их на праздничный ужин, а не думать только об опозданиях, возникших из-за этого проблемах, неудобствах и отложенных делах. Вы опаздываете домой, но зато ваша дочь теперь уж точно успеет помыть полы, которые так давно собиралась. Во всем в нашей жизни есть хорошие стороны. Научитесь находить их, и вы будете переносить жизненные трудности гораздо легче.
Ситуация 1. Движение на дороге замедляется и вот вот оно уже совсем прекратится. Вы еще не знаете, в пробку ли вы попали. Вам ехать еще далеко, а стоять в пробке не хочется.
Вариант решения: Если вы знаете расположение маленьких улочек, которые идут параллельно этой стоящей дороге, езжайте по ним. Не исключено, что вы объедете большое количество "мертвых" перекрестков большой дороги. Это надо делать, особенно в тех случаях, когда широкую дорогу пересекает большое количество маленьких, когда на широкой дороге есть большое количество разрешенных поворотов налево (при их выполнении ПДД обязывают пропустить встречных водителей, что и вызывает заторы в направлении движения).
Если вы не знаете, куда ведут дороги, то не теряйте времени зря. Пока стоите в пробке раскройте карту и попытайтесь найти варианты объездов.
Ситуация 2. Вы подъезжаете к перекрестку и собираетесь проехать через него. Вам очень хочется сделать это без остановки, потому что вы долго ждали того момента, когда же вы приблизитесь к нему. Когда вы подъехали к его границе, вы заметили, что автомобили, движущиеся впереди, остановились или замедлили свой ход. Также вы, наверное, замелили, что у этих автомобилей нет возможности выехать с перекрестка, потому что у них впереди тоже стоят автомобили.
Решение: Я очень не рекомендую вам выезжать на такой перекресток. И это потому, что уехать с него очень не просто. Когда вам загорится красный свет, вы будете стоять на середине перекрестка, загородив своим автомобилем проезжую часть по которой уже поехали другие автомобили. Какие? Те, которым загорелся зеленый свет: они будут слева и справа от вас. Таким образом нам становится ясно одно важное правило: зону перекрестка надо всегда оставлять свободной. С точки зрения ПДД этот момент описан в пункте 13.2. Я знаю, что многие водители подозревают о существовании в тексте Правил дорожного движения такого пункта, но я также знаю, что многие сознательно отступают от него. И делают они это, в первую очередь, спеша приехать в конечную точку своего пути. На что рассчитывает водитель, выехавший на перекресток и создав преграду для движения автомобилей в поперечном направлении? Он рассчитывает в первую очередь на то, что ему все-таки удастся уехать с перекрестка, когда поедут автомобили, стоящие перед ним. Очень часто бывает так, что у этих автомобилей нет возможности уехать. Например, у них на пути есть такой же водитель, выехавший на перекресток и не имеющий возможности уехать с него по той же причине. Если эта ситуация складывается так как я описал, то останавливается движение на всем перекрестке и никто уже не может сдвинуться со своих мест. Подобная ситуация не была придумана мною. В осенние дни во второй половине дня она складывается на многих проспектах Москвы. Ярким примером особенно в осенние вечера является Алтуфьевское шоссе Москвы.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на перекрестке и не быть обвиненным в создавшемся заторе, я еще раз повторяю: не выезжайте на перекресток, если вы не уверены в том, что сможете его покинуть. Как только вы решили не выезжать на перекресток, тормозите только плавно. Задний водитель наверняка думает, что вы решите остановиться на перекрестке, а не до него и до последнего момента не будет готовиться к торможению.
Ситуация 3. Вы попали в пробку и хотите из нее выехать. Слева и справа от вас автомобили, водители которых не знают о том, что вы сейчас начнете перестраиваться в крайний ряд. Включить указатель поворота хорошо, но мало. Вы удивились? Когда-то давно, когда я начинал учиться водитель автомобиль, я тоже удивлялся. Казалось бы сигнал поворота ярко желтого цвета легко заметить. Но ситуация такова, что соседний водитель видит ваш сигнал поворота, но не может никак отреагировать на него. А если пробка потихоньку движется, водитель вообще может не видеть включенный сигнал, потому, что его внимание приковано к соседним автомобилям, которых он не хочет ударить. Вам придется обратить внимание соседнего водителя на себя. Если вы хотите, чтобы он отреагировал на вас, вы должны начать перестраиваться. Вы знаете, что указатель поворота никогда не дает вам преимущества при движении, поэтому, начав перестроение не надо надеяться, что вы сможете сразу перестроиться. С момента, когда вас заметят и поймут что вы хотите сделать, все будет зависеть только от желания соседа пропускать вас. Внимательно отслеживайте его действия. Когда он начнет махать вам рукой из салона своего автомобиля, вы обязательно должны заметить это. Если вы не заметите это, сосед может подумать, что вам не нужно данное им преимущество и окончательно передумает пропускать вас. При любом исходе событий, не злитесь на него, он тоже человек и ему тоже надоело стоять в пробке. Если он не пропустит вас, ищите следующего, кого можно будет попросить об услуге.


2.Управление автомобилем в критических ситуациях (обзор приемов)

Сегодняшний выпуск мы решили посвятить маневрированию на скользкой дороге. Как вы думаете, с чего мы хотели бы начать наш сегодняшний выпуск? Вы знаете, в последние пять-семь лет я стал замечать, что некоторая часть выпускников автошкол, понимающих, что нуждаются в "скорой педагогической помощи", идут учиться в школы экстремального вождения. Причем, пройдя такие школы, люди вначале выходят на дорогу с восторгом от того, чему и как их учили. Позже этот восторг у некоторых улетучивается. Я всегда задавался вопросом: "Куда он девается?" Многие люди сами не могут понять, что случилось, ведь школа, которая их учила экстремально ездить по льду и на снегу, очень известная и с положительными отзывами. Если поразмыслить, то мне кажется, в данной ситуации, люди прошли не ту школу. Для того, чтобы вы поняли о чем я хочу сказать, давайте представим себе следующую ситуацию. Вы закончили автошколу, где хотели получить права (и начать ездить по городу) и считаете, что вас там мало чему научили. Теперь вы решили выбрать себе школу повышения водительской квалификации, чтобы повысить уровень мастерства вождения автомобиля. Итак, вы начали производить маркетинг нужной вам услуги. Сейчас, пока вы еще никуда не пошли, давайте задумаемся вот над чем. Как вы считаете, что необходимо для поступления в школу экстремального вождения? Пока вы думаете над моим вопросом, я скажу, что чаще всего ситуация с поступлением решается следующим образом. Во время беседы вам зададут несколько вопросов, из которых постараются узнать, умеете ли вы трогаться с места, знаете ли вы как останавливаться, часто ли глохнет ваш автомобиль при старте, а также на какой скорости вы начинаете чувствовать себя неуверенно на дороге. Вопросы могут быть любыми другими, но суть их сводится к тому, чтобы понять, имеете ли вы первоначальные навыки вождения автомобиля. Каждый из вас, кто был малоопытным водителем, помнит свои проблемы, с которыми он сталкивался при вождении собственного автомобиля. Помните, как вы не могли перестроиться из ряда в ряд, потому, что не понимали, что вы видите в зеркала? Помните, как трудно было тронуться в горку? А когда сзади вам сигналили? Помните, когда вас первый раз "вынесло" вместе с потоком на оживленную площадь (или другое место), и вы сначала даже не могли сообразить, как оттуда придется выбираться на "нормальную" дорогу? Выходит, что вам, как малоопытному водителю, сейчас нужно учиться преодолению именно этих вещей, поведению именно в этих ситуациях. А чему вас станут учить бывшие (и действующие) автогонщики в школах экстремального вождения? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть в программы подготовки водителей в школах экстремального вождения. Среди прочих навыков, "продаваемых" в этих школах очень часто там можно встретить следующие пункты:
1. Торможение на скользкой дороге, техника прерывистого и ступенчатого торможения;
2. Управляемое скольжение при прохождении поворота;
3. Освоение техники прохождения поворотов на критических и закритических скоростях;
4. Маневрирование на автомобиле без потери скорости;
5. Торможение вращением автомобиля;
6. Освоение техник скоростного руления в экстремальных и критических ситуациях;
7. Определение реальной картины вашего водительского мастерства с целью постановки самооценки на место.
Если вы свяжетесь с персоналом любой школы экстремального вождения, то, скорее всего вы услышите именно этот или близкий набор отрабатываемых навыков в школе. Теперь давайте посмотрим, соответствует ли список наших потребностей (того, чему нам надо научиться при вождении автомобиля) тому, что дают в школе экстремального вождения.
Вы наверное уже заметили, что о перестроении из ряда в ряд там нет и слова, о трогании на подъеме - тоже, о безопасных приемах вождения в потоке автомобилей - молчание. Не будем выяснять, почему ситуация сложилась именно так, а лучше подведем маленький итог. К этому моменту нашей лекции, мы пришли к неожиданному, но очень важному выводу: Школа экстремального вождения предназначена для обучения вождению в экстремальных ситуациях, а не для городского вождения". Школа экстремального вождения не годится для жителей больших городов, двигающихся в основном по городским улицам. Сейчас вы, возможно скажете, что критические и экстремальные ситуации возникают и в городе. Я согласен с вами, они возникают и из них надо уметь выходить. Но умение управлять автомобилем в критических и экстремальных ситуациях не дает начинающему водителю возможносати приобрести уверенность при управлении автомобилем в городе. А если она и появляется, то скорее всего ложная. Надеюсь, вы понимаете, что это происходит по тому, что школа экстремального вождения решает не возникшие у человека проблемы, а те, которые она считает необходимыми? Мне кажется, что она будет ложная, потому, что человек, пройдя курсы, будет думать о том, что его прекрасно научили управлять автомобилем, он слился с ним и стал единым целым. А при этом статистика ДТП в Российской Федерации свидетельствует о том, что ДТП по причине неумения управлять автомобилем происходят всего лишь в 7-ми процентах случаев. Мне известно, что в сети интернет есть несколько сайтов, где инструкторы по вождению, имея возможность высказаться, предлагают свои услуги. Наш сайт, кстати, относится к таким. Среди этих инструкторов есть такие люди, которые разбираются в экстремальном вождении. Но даже они зачастую не хотят давать уроки экстремального вождения. Причиной этого их поведения, я думаю, является имененно понимание того, что серьезных навыков за пять-семь часов не возможно приобрести, а опасность на дороге от водителя, думающего, что он может все, возникает многократно. Теперь, когда вы понимате, какую "надуманную" проблему решают школы экстремального вождения, я перейду к перечислению приемов безопасного управления автомобилем в условиях критических и экстремальных ситуаций. Сегодня вам предстоит познакомиться с приемами управления автомобилем при совершении поворотов. Вам не стоит запоминать все, что будет написано. Главное - это постараться понять суть каждого действия водителя, то есть в будущем вас. Не поняв смысла какого-то действия, вы не сможете эффективно его применить. Поэтому, постарайтесь разобратся с каждой деталью. При необходимости, приходите в форум - всеми участниками обменяемся мнениями и обсудим детали этого процесса. Итак:
1. Перед поворотом всегда лучше тормозить!
Торможение перед поворотом прижимает передние колеса вашего автомобиля к дорожному покрытию, что обеспечивает наилучшую управляемость в самом начале поворота. Если вы можете, то приотпускайте педаль газа перед каждым поворотом, это прижмет передние колеса и улучшит вход в поворот. Вы также можете тормозить педалью тормоза.
2. Тормозить можно только до поворота!
Запомните это правило, если хотите управлять автомобилем в критических ситуациях. В обычных ситуациях тормозить можно даже в повороте, а вот в критических перед поворотом необходимо отпустить педаль тормоза (прекратить торможение). Итак, прямо перед поворотом отпускаем тормоза и сразу поворачиваем руль. Если вы отпустили тормоза и сразу же повернули руль, то первое время (примерно 0,7 сек.) передние колеса вашего автомобиля еще прижаты к дорожному покрытию, поэтому автомобиль хорошо впишется в поворот. Чуть позже колеса поднимутся и повернуть будет не так просто.
3. В начале поворота не совмещайте две несовместимые вещи:
торможение и поворот руля. Если вы будете тормозить и пытаться поворачивать в критической ситуации, то вероятность того, что вы начнете прокладывать новую трассу (за пределами дороги) резко возрастет. Автомобиль, скорее всего, просто не повернет или повернет очень слабо.
4. Автомобиль на зимней дороге управляется только на малых углах поворота колес. Постарайтесь повернуть руль как можно меньше, не "размахивайтесь" рулем сильно. Этим вы понизите вероятность того, что автомобиль потеряет управляемость и поедет прямо. При сильно повернутых колесах автомобиль теряет способность управляться на скользкой дороге.
5. Не доворачивайте руль:
поворачивайте сразу и на необходимый вам угол. Не дробите поворот руля на несколько частей, каждая из которых будет увеличивать угол поворота руля. Если вы научите себя следовать этой рекомендации, вы сможете решить огромное количество проблем при вождении автомобиля в экстремальных ситуациях на скользкой дороге. Теперь, хотя бы, вы знаете, чего делать нельзя.
6. Не тормозите в повороте.
Торможение может привести к неуправляемому скольжению всего вашего автомобиля в сторону внешней части поворота. Вам в этот момент, как раз туда не надо. Если тормозите, то только исключительно плавно и обязательно без блокировки колес.
7. Всегда будьте готовы к возникновению заноса задней части автомобиля или к потере управляемости из-за сноса передней.
Наибольшее количество водителей, которых я видел на проводимых мною занятиях, а также при повседневном вождении, совершают одинаковые ошибки. Мне кажется, что при вождении на скользкой дороге, они совершают одни и те же ошибки, провоцируя свой автомобиль на неприятные вещи. Некоторые из них даже не подозревают о том, что они делают что-то не так.
Вот цепочка самых опасных ошибок:
1. Водитель поворачивает руль
- автомобиль "не пошел" (продолжает ехать прямо) или пошел незначительно;
2. Водитель доворачивает руль
- автомобиль естественно продолжает ехать прямо;
3.Водитель испугался и нажимает тормоз
- автомобилю подписан приговор, теперь он уж точно не повернет.

Теперь, когда вы знаете, что надо использовать при маневрировании на скользкой дороге и чего ни в коем случае делать нельзя, я оставляю вам возможность научиться этому набору нехитрых навыков во время самостоятельного вождения. Те из вас, кто пожелает, чтобы с вами позанимался профессиональный тренер или автогонщик именно экстремальным вождением, могут написать мне письмо с просьбой о проведений таких занятий на взлетной полосе аэродрома или по безопасным приемам управления автомобилем на скользкой дороге. Я с удовольствием помогу вам. Я думаю, что вы теперь понимаете, что главное - знать, чего вы хотите и во всем без труда разберетесь.
Желаю вам удачи, Дмитрий Будаквенко


3.Переключение передач вверх

Многие водители обращаются к нам с просьбами рассказать, почему при переключении передач их автомобиль практически останавливается. Если он не останавливается, то уж точно сильно теряет скорость.
Действительно, раз при переключении передач, мы отключаем двигатель от колес (мы нажимаем на сцепление), то пока нажата педаль сцепления автомобиль превращается в тележку, которая будет катиться по инерции. Раз мы знаем, что рано или поздно эта тележка остановится, нам надо как можно скорее переключить передачу и вернуть тягу двигателя к нашим колесам. Поскольку "скорее" - не значит "суетнее", то переключение передач мы рассмотрим сегодня очень подробно.
В поле зрения сегодня попадет переключение передач вверх. Для тех из вас, кто еще не очень знаком с техникой переключения передач, я скажу, что переключение вверх, это когда вы переключаете с повышением передачи. Например, переключение со второй на третью или с четвертой на пятую - это переключение вверх. А переключение с четвертой на вторую или со второй на первую - это переключение вниз, то есть с понижением передачи. Я сразу хочу предупредить вас о том, что техники переключения вверх и вниз различны. Поэтому мы рассмотрим их отдельно и переключению передач с понижением будет посвящена отдельная статья, которая традиционно будет размещена на нашем сайте. Итак, начинаем.
Выбор момента для переключения: подъем в гору - не самое лучшее место. Если вы начнете переключать тут, ваш автомобиль будет терять скорость быстрее, чем на спуске или на ровном месте. Пока не выработаете в себе хороший навык переключения передач, выбирайте равнину или спуск.
Подготовка к переключению: положите правую руку на рычаг заблаговременно (за одну - две секунды до начала переключения), приготовьте левую ногу, поднимите ее с пола и положите на педаль сцепления. Ищите лучший момент для переключения.
Переключение: Резко нажмите на педаль сцепления и одновременно с этим резко полностью отпустите педаль газа. Как только вы это сделаете, не теряйте ни секунды, начинайте переключать передачи. Для этого плавно но быстро выключите одну передачу, переведите рычаг в нейтральное положение и сразу переместите рычаг в положение нужной вам передачи. Не водите рычагом влево-вправо в нейтральном положении, на этом вы потеряете секунду и может быть не сможете точно попасть в нужную передачу. Как только вы справитесь с этим, сразу начинайте отпускать педаль сцепления. Когда она дойдет до точки схватывания сцепления (когда мы трогаемся - это то же место, когда автомобиль начинает двигаться) прекратите отпускать педаль на одну две секунды. Одновременно с этим (задержкой педали сцепления) немного увеличьте газ, это даст возможность автомобилю прекратить потерю скорости. После двух секунд задержки сцепления, полностью отпустите педаль (сцепления) и дополнительно увеличьте газ. Если вы сделали все правильно, то вы только что перешли на следующую передачу.
Типичные ошибки: Переключая передачи, водитель выполняет действия не слаженно, между операциями делает временные (ударение на "ы") промежутки (это приводит к потере скорости автомобиля), водитель резко дергает рычаг переключения передач (это приводит к повреждению узлов коробки переключения передач), в начальный момент переключения водитель не резко, а плавно выжимает педаль сцепления и так же плавно отпускает газ (это приводит к потере скорости из-за присутствующего торможения двигателем), в заключительной фазе водитель отпускает сцепление резко и не задерживает его в точке схватывания сцепления (происходит сильный рывок, ломающий со временем трансмиссию автомобиля).


4.Переключение передач вниз

Здравствуйте. В своей статье о переключении передач вверх я познакомил вас с азами переключения передач с повышением, то есть с пониженной на повышенную. К примеру, переключение с первой на вторую или с третьей на четвертую - это переключение вверх, с повышением. Сегодняшняя наша статья посвящена переключению передач вниз.
Все вы, наверное, помните, как ваш инструктор говорил вам, что перед поворотом "надо переключать на вторую"? Опыт моей работы преподавателем по вождению показывает, что далеко не все понимают, почему надо переключать именно на вторую. Ведь есть ситуации, когда надо включить "на первую", а вы, заучив сказанное инструктором, можете включить вторую. Раз так, я решил написать маленькую статью. Приготовьте рисунок к статье о переключении передач вверх. Когда вы движетесь по прямой, вы можете ехать быстро, порой даже очень быстро. Но как только вы собираетесь повернуть, вам надо снижать скорость, причем очень важно сделать это до поворота (мы говорили об этом в выпуске, посвященном управлению автомобилем в критических ситуациях.
Итак, вы подходите к повороту и тормозите до начала входа в него. Из многих книг по автовождению, а также из наших уроков вы уже твердо знаете, что поворот надо проходить на включенной передаче (чтобы можно было предотвратить уменьшение скорости автомобиля в повороте). "Но какую передачу включить?", - вот вопрос. Ответ прост: "ту, которая подходит под скорость движения вашего автомобиля". Подумайте и скажите себе: "На какой скорости вы собираетесь проехать поворот дороги?" Пока вы отвечаете на этот вопрос, мы хотим сказать вам, что при вождении в городских условиях, из-за наличия пешеходов и автомобилей в зоне перекрестка, вам не стоит заходить в поворот более чем на тридцати километрах в час. Предупреждаем вас, что есть перекрестки, на которых скорость даже 15 опасна. Многое зависит от видимости пешеходов и крутизны поворота, от возможного распределения вашего внимания на несколько направлений. Это очень важные вещи! О том как правильно подбирать скорость для прохождения поворота мы поговорим в наших статьях позже, а пока же мы будем говорить о переключении передач перед поворотом. Допустим, вы решились повернуть на двадцати пяти километрах в час. Пользуясь схемой передач, рекомендованной нами, ответьте себе, на какой передаче можно повернуть в такой поворот. Если вы сказали "на второй", вы не ошиблись. Действительно, глядя на схему, видно, что при движении автомобиля от 15-ти до 45-ти километров в час, мы можем двигаться на второй передаче. Вот и получается, что в основном прохождение 90-та градусного поворота на перекрестке должно осуществляться на второй передаче. При переключении передач вниз есть одна маленькая, но очень важная деталь. Переключать передачи можно только на определенных скоростях движения автомобиля. Об этом мы вскользь упоминали, когда учили вас переключать передачи вверх, а сейчас пришла пора обратить пристальное внимание на эту деталь при переключении вниз. Ведь, если вы будете двигаться на высокой скорости (скажем 60 км\ч.) и попытаетесь перед поворотом включить вторую передачу, вы можете, не зная того, поломать коробку передач вашего автомобиля. Выведенные нами в прошлой статье правила переключения передач гласят: "Вы должны включать каждую передачу только, когда она подходит под скорость движения вашего автомобиля". Иными словами, если скорость вашего автомобиля перед поворотом составляет около 60-ти, то включать вторую вы не имеете права. Это потому, что вторая не умеет работать более чем на 45-ти. Посмотрите на схему. Заходить в поворот на шестидесяти, вы, мне кажется, тоже не имеете права, т.к. при такой скорости сражение с автомобилем будет для вас очень трудным занятием. Размер нашего маленького урока не позволяет мне перечислить все неприятности с которыми вы столкнетесь при прохождении поворота на высокой скорости. Поэтому будет лучше, если вы до приобретения серьезных навыков вождения не будете пробовать заходить в повороты на высокой скорости. Таким образом, чтобы не поломать коробку передач, вам придется сначала снизить скорость, а потом уже переключать с третьей (или четвертой) на вторую. И сделать это можно максимум на 45-ти километрах в час (это видно из рисунка). У вас, наверное, возник вопрос: "Как же мне переключать передачи, если я не знаю с какой скоростью мой автомобиль движется в данный момент?" В самом деле в начале езды вам будет трудно не ошибиться, определяя скорость автомобиля на глаз, поэтому вам стоит пользоваться прибором, который показывает скорость движения автомобиля. Его название произошло от английского слова speed переводящегося как скорость, он называется спидометром и находится на приборном щитке. Найдите его и старайтесь взглядывать на него перед поворотом ненадолго. Долго смотреть на этот прибор нельзя, так вы будете отвлекаться от дороги. Смотрите на него время от времени и не дольше, чем одну - две секунды.
Итак, мы разобрали главные действия водителя и теперь предстоит подвести небольшой итог. У нас для вас есть задание. Сейчас возьмите ручку и листок бумаги, сосредоточьтесь и постарайтесь написать все подряд действия водителя которые он будет делать при переключении с четвертой передачи на третью. Начните с того, что водитель едет на четвертой передаче, педаль сцепления отпущена, правая нога на педали газа, левая находится на площадке отдыха слева от педали сцепления. Вот пришло время переключать, и вот теперь дальше пишите сами. Выпишите в столбик все действия, которые должен сделать водитель, при переключении. Вернитесь к тексту предыдущей статьи (Переключение передач вверх), если возникнут трудности. Не читайте дальше нашу статью, пока не сделаете это задание!

Когда вы закончили, у вас должно было получиться следующее:
1. Нажимаем сцепление и начинаем тормозить (ничего страшного, если наоборот);
2. Ждем снижения скорости до того, чтобы она стала меньше 55 км\ч. ;
3. Переключаем передачи: с четвертой на третью;
4. Отпускаем сцепление до точки схватывания и задерживаем педаль там (не отпускаем дальше);
5. После задержки сцепления около трех секунд отпускаем педаль полностью и прибавляем газ "по вкусу".


Теперь самостоятельно выпишите те скорости, которые будут вам необходимы для переключения вниз на вторую и первую передачи. Знание наизусть этих чисел поможет вам в каждодневной езде, ведь переключать передачи вниз приходится очень часто. Заканчивая эту статью, я хочу задать вам один вопрос. Как вы считаете, можно ли вниз переключать передачи, пропуская одну или даже несколько? Иными словами, как вы считаете, будет ли правильным переключение с четвертой на вторую или даже на первую? Подумайте, а мы пока ответим на этот вопрос двумя строками ниже. Не смотрите на ответ, пока не выработаете своего.
Переключать вниз с пропуском можно, но вы обязательно должны подобрать скорость для включения передачи ту, которая подходит для включения этой передачи. Если сможете затормозить с 80-ти до 10-ти, то спокойно включайте первую. Кроме того, для данной скорости кроме первой ничего не подходит.


5.Безопасная дистанция. Что это?

Помните из правил дорожного движения фразу, в которой говорится о дистанции между автомобилями при движении? Если заглянуть в пункт 9.10. правил, можно заметить что правила требуют от водителей соблюдать безопасную дистанцию. Вот что там написано: "Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения." Безопасному боковому интервалу мы уделим отдельное внимание, ему будет посвящена отдельная статья в лекциях, а пока вернемся к дистанции.
Если внимательно прочитать приведенный пункт правил, получается, что если Вы столкнетесь с кем-то, кто ехал впереди вас, то при нахождении виноватого, вас можно сразу же обвинить в несоблюдении дистанции при движении. А раз так, то давайте разберемся в том, что такое безопасная дистанция между движущимися автомобилями, потому, что это поможет Вам избежать многих неприятностей. Сейчас мы не станем говорить о расстоянии между вами и передней машиной, когда вы стоите на светофоре. Мы поговорим о ситуации, когда вы оба движетесь. То что при движении автомобиля дистанция должна хоть какая-то быть, никто из вас, думаю, не сомневается? Если это так, давайте разберемся, в чем ее измерять. При любой скорости движения, когда вы начинаете тормозить, автомобиль останавливается не сразу, а проехав какое-то расстояние. Это одна из причин необходимости пустого пространства впереди. Кроме того, любой водитель реагирует на торможение переднего не сразу, а через какое-то время, из-за чего немного догоняет переднего. В автомобильном мире есть способы измерения дистанции в метрах. Их авторы часто сравнивают дистанцию с тормозным путем и являются сторонниками обеспечения впереди пустого пространства равного или большего тормозному путю автомобиля. Мы доказали с помощью видеосъемки несостоятельность этих утверждений и кроме того обнаружили, что эти люди не применяют на практике свои постулаты.
Мы тоже удивлялись, как и Вы, наверное. Но что нам со всем этим делать? Преподаватели нашего учебного заведения предлагают измерять дистанцию в секундах.
Вы, наверное, сейчас удивитесь и спросите: "как это дистанцию можно измерять в секундах?"
Чтобы вы сразу не подумали о нас плохо, мы скажем, что этот способ придумали не мы. Это были Американцы. Выяснилось, что такой способ позволяет полностью избавиться от беготни с рулеткой впереди своего автомобиля во время движения. Он состоит в том, что водителю надо измерять время, за которое он проедет расстояние от едущего впереди автомобиля. Чтобы лучше понять этот способ измерения дистанции, представьте себе, что вы стоите, а дорога едет под вами. Передний автомобиль тоже стоит. И вот из-под колес переднего автомобиля показывается яма, которые обычно таятся в асфальте. Она "выходит" из-под колеса и начинает двигаться к вам. Представили? Дальше она подходит к вам и "ныряет" под ваши колеса. А где тут дистанция? Время движения этой ямы от задних колес переднего автомобиля до ваших передних и есть дистанция. Таким образом, каждый раз, когда вы хотите измерить дистанцию, вам надо заметить какой-нибудь предмет на дороге и потом просто отсчитать секунды. Для более точного отсчета можете произносить про себя не "1, 2,..", а "131, 132,..". Попробовав этот способ, вы сможете убедиться в том, что в любой момент времени вы можете проверить дистанцию, и это не отвлекает вас от дороги. Дистанция до впереди движущегося автомобиля должна быть:
1. На сухом асфальтовом и мокром покрытии - не менее двух секунд;
2. На грязном (пыльном) мокром асфальтовом покрытии - не менее трех секунд;
3. На укатанном снегу - не менее трех секунд;
4. На ледяном покрытии - не менее пяти секунд.
В любом случае, дистанцию всегда стоит увеличить в случае, когда вы используете шины неподходящие для данных условий, когда тормозная система работает не совсем эффективно, скажем из-за намокания колодок, вы ослеплены встречным водителем и других. Но во всех условиях, чем больше будет дистанция впереди, тем меньше шансов, что вы попадетесь.


6.Безопасность в потоке и Культура вождения

Культура на наших дорогах давно оставляет желать лучшего, это говорят все вокруг. Но с чего это она ухудшилась? Что в нашем обществе вдруг стало много нечестных и озлобленных людей? С чего это вдруг аварийность на дорогах так возросла? И как поднять культуру поведения людей за рулем? Это все прошлое. Вы скажете, что это настоящее? Это уже прошлое. Да, так сложилось все в нашей стране, а что дальше? Что будет происходить, если мы не станем завтра пропускать пешеходов, потому, что их не принято пропускать сегодня? Что на дорогах нашей страны будет происходить, если мы не будем уступать дорогу другим водителям потому, что торопимся? Что изменится, если мы и своих детей будем учить ездить так, как ездим сейчас? Надеюсь, вы согласитесь с моей мыслью о том, что все останется как есть, как сейчас. На этом месте многие из вас скажут, что сделать ничего невозможно и все равно в нашей стране все останется как есть. Я понимаю, что здесь сразу следует сделать небольшое отступление от темы вождения по нашим дорогам, потому что многие молодые читатели, пораженные профессиональным журналистским критиканством, скажут мне, что такие понятия, как "вежливость" и "благородство" к вождению по нашим дорогам не относятся. Вот об этом я и скажу несколько слов в своем отступлении. Да, сегодня эти понятия для нашей страны можно применять с натяжкой, но завтра они наступят, а вы окажетесь неподготовленным к новым условиям. Не критикуйте нашу страну, а исправляйте ее в лучшую сторону! Как это следует делать? Наша страна состоит из нас. Если каждый из нас улучшит сам себя, то улучшится в целом вся страна.
В Моральном кодексе строителя коммунизма (в советские времена существовал такой документ в нашей стране), а также в обязанностях члена КПСС и члена ВЛКСМ, была записана обязанность развивать критику и самокритику. Через критику увиденных недостатков мы хотели построить коммунистическое общество. Чем это закончилось, вам известно. Сегодня в нашей стране идут демократические преобразования и реформы. При этом новое общество строится совсем на ином принципе: знай законы и измени самого себя в лучшую сторону. Не другого, а именно себя.
Кто-то из читающих нашу сегодняшнюю статью скажет: "Ну, вот. Подвел теоретическое обоснование к тому, чтобы мы не критиковали его слова и его советы. Он хочет, чтобы мы ему поверили только на этом основании".
Нет, дорогие друзья и еще раз нет. Сейчас я говорю только об одном: давайте отучимся постепенно критиковать нашу страну и наше время. Давайте будем учиться любить свою Родину, свое время, своих соотечественников-водителей. Наши родители, наша страна и наше время достались нам такими, какие есть. Любить их мы тоже должны такими, какие они есть. Я предлагаю не терпеть и уживаться, а именно любить и заботиться о них. При этом наша любовь и забота должны выражаться не в том, чтобы учить окружающих жить правильно, а в том, чтобы сделать для них что-то полезное.
Как вы думаете, что сильнее действует, слова запрета или пример поведения, в котором этот запрет нарушается? Сильнее действует, конечно же, пример поведения. Вам знакомы примеры из жизни, когда родители много рассказывают ребенку о вреде курения, и при этом курят сами. И такой ребенок, скорее всего в будущем будет курить. Вам знакомы объяснения инспектора ГИБДД о вреде езды по встречной полосе или с сильным превышением скорости и при этом езда без включения всяких мигалок и пищалок в исполнении многих инспекторов имеет место быть на наших дорогах. Я удивляюсь, например, с какой легкостью многие молодые люди выезжают на встречную полосу только потому, что не хотят снижать скорость приближения к дому или месту "тусовки". Они даже не задумываются о том, что может произойти и рассчитывают на свое умение уворачиваться или еще на что-то. Примером такого поведения является статья "Надо было бить" в Интернет издании "За рулем - регион" от 18 марта 2004-го года. Автор статьи, Григорий Кошелев, пишет о дорожной ситуации в ходе которой пришлось уворачиваться от водителя Газели и при этом им была задета легковая машина, едущая по соседней правой полосе. Кстати, эту типичную ситуацию, мы начали обсуждать с вами на нашем сайте еще почти полгода назад с статье "Почему в узких местах надо ехать медленно" от 8-09-2003. Итогом повествования автора стало то, что газель надо было бить. Автор наверное считает, что это было бы лучшим вариантом и от этого все участники дорожного движения выиграли бы. Мне кажется, что если бы это был бы лучший вариант и легковушка столкнулась бы с Газелью на полном ходу, то вряд ли автор смог бы вообще написать эту статью. Это вариант, в котором заведомо есть проигравшие. Поражает также желание автора идти по самому простому пути, особо не утруждаясь. А что если эту статью будут читать юные водители. А что если они тоже выберут самый простой способ бить?! Кто от этого выиграет? Что произойдет в нашей стране, если вот такой пример поведения начнут копировать другие неопытные водители?
Я знаю, что нашу рассылку читают руководители крупных учебных предприятий России, поэтому сразу предлагаю: давайте показывать достойный пример всем водителям на наших дорогах, давайте делать для нашей страны все, что от нас зависит, чтобы завтра она стала прекрасной страной, в которой безопасная езда по дорогам - это норма. Вот, как например, это делаю я. Сейчас я участвую в разработке системы переквалификации водителей нового поколения, которую правительство планирует внедрить через три-пять лет на территории всей страны. Участие в этом проекте требует от меня свежего взгляда на личность каждого водителя и на обстановку на дорогах страны. Если вы считаете, что бессильны изменить что-либо на наших дорогах, будьте хотя бы примером для других водителей. Всего вам доброго.


7.Интервал

Слово интервал в водительском понимании не совсем такое, которое мы часто применяем в повседневной жизни. Интервалом между поездами в метро или интервалом между автобусами мы часто называем время, которое мы проводим в ожидании, пока не появится следующий по расписанию автобус или поезд. Интервал в водительском понимании не совсем привычный для нас. Слово интервал профессиональные водители употребляют всегда только со словом боковой. Сейчас мы не будем терять времени на объяснение того, что такое боковой интервал. То что это боковое расстояние между движущимися автомобилями вам, надеюсь, ясно и без приведения специального термина. Сэкономленное время мы используем на то, чтобы узнать, как правильно выбрать боковой интервал и какой интервал считается опасным и приводит к риску при вождении.
Когда еще год назад я создавал эту рассылку, изначально мы с вами решили, что говорить будем о вождении по городу. Сегодняшний выпуск не станет исключением. Для начала давайте вспомним, как водители ездят по городу. Сейчас нас будет интересовать только расположение в полосе движения. Давайте найдем ответы на следующие вопросы. Всегда ли водители придерживаются разметки? Может ли водитель внезапно ЋвильнутьЛ в сторону соседней полосы до такой степени, что на время окажется в ней? Обратите внимание, вопрос стоит не Ћимеет ли право…Л, а Ћможет ли…Л. Что, вероятнее всего сделает водитель, если на его пути появится препятствие, начнет тормозить или ему будет проще вильнуть?
Я не знаю, как вы ответили себе на эти вопросы, а то, что на дорогах вижу я, это: Водители не всегда придерживаются разметки дороги, а когда на пути внезапно появляется препятствие, водитель часто виляет в сторону соседней полосы и даже выходит на нее. Маневрирует водитель (отворачивает в сторону) от того, что из-за высокой скорости уже точно не удастся остановиться, а маневр вполне может спасти ситуацию. Это как оно сейчас есть. Сейчас некоторые из вас скажут: А что же он, забывает о требовании ПДД посмотреть в зеркала перед маневром (8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения). Для того, чтобы понять, что происходит, нам надо принять тот факт, что ситуация разворачивается очень быстро и желание объехать препятствие и при этом отсутствие времени на зеркала делают свое черное дело.
Как же мы можем защититься? Ответ на этот вопрос может показаться вам очевидным. Всё очень просто. Для безопасного проезда рядом с водителем, который может быть вильнет, надо иметь большое расстояние между вашим автомобилем и его. Почти все водители городов, в которых я провожу семинары, (Москва, Коломна, Рязань, Дмитров, Санкт Петербург, Нижний Новгород, Нижневартовск, Адлер и др.) виляют максимум на 60-70 сантиметров. И это в большинстве случаев. А раз люди почти всегда уходят на такое расстояние, то стоит придерживаться его при движении рядом друг с другом. Интересен тот факт, что инспекторы ГИБДД, когда-то занимавшиеся выявлением виновных в ДТП, использовали норматив безопасного бокового интервала именно в 70 сантиметров. Я думаю, что это не спроста. Сейчас я хочу обратить ваше внимание на тот факт, что это минимальное расстояние, которого стоит придерживаться при движении в потоке автомобилей. Теперь у меня к вам два вопроса.
Вы движетесь по своей полосе, рядом с вами есть другие автомобили. И вот в какой-то момент вы догоняете автомобиль, едущий по соседней правой полосе. Для усложнения задачи я сообщаю вам, что этот водитель едет, не смотря на разметку, и его левое колесо едет почти по вашей полосе, и вы видите, что его зеркало точно уже находится в вашей полосе. Опишите ваши действия в этой ситуации? Ответ на этот вопрос мы опубликуем в самом конце рассылки, а пока вы думаете над нашим заданием, мы зададим вам еще один вопрос.
Если вы проезжаете мимо стоящего на остановке автобуса, какой боковой интервал вам стоит выбрать? Такой же, как при движении в потоке автомобилей, или больший? Пожалуйста, ответьте на этот вопрос и только потом продолжайте читать.
Если вы ответили больший, то будущее безопасного водителя непременно ждет вас в ближайшее время. Интервал надо взять, конечно, больший. Но почему? Давайте рассуждать вместе. Проезжая мимо стоящего автобуса, вероятность того, что кто-то из пассажиров станет обходить его спереди и побежит через дорогу, очень велика. Точно также, проезжая мимо стоящего автомобиля, из которого еще не вышел водитель или в нем есть пассажиры, эффективно ехать на расстоянии большем чем открытая дверь. Тогда пассажир, открывая дверь, не достанет до вашего автомобиля, и вы сохраните много нервных клеток и времени. Точно также необходимо проезжать мимо любого объекта, где вероятность появления препятствия на пути велика. Какое взять боковое расстояние, решаете вы и только вы, и если хотите достичь безопасности, не делайте его маленьким.
Сейчас у некоторых из вас наверное уже возник вопрос: Как проехать между двух машин, если изначально видно, что боковой интервал будет маленьким. Отвечаю. Тут вообще нет никаких трудностей. Проехать надо очень медленно. Ваша скорость при движении через такое место должна быть буквально меньше чем у пешехода. И вот почему. Во-первых, у вас нет возможности объезжать препятствие, которое может возникнуть, вы можете полагаться только на торможение. А на малой скорости остановить машину проще и быстрее. Во-вторых, проезжая мимо особо узкого пространства вам скорее всего потребуется посмотреть, прошло ли левое зеркало, не заденет ли правое крыло автомобиля за какой-нибудь выступ, не ударится ли правое зеркало о препятствие и может быть еще на что-то. Раз на каждое место нужно выделить хотя бы по полторы секунды, вам надо ехать с такой скоростью, чтобы пока вы просмотрите все направления, ваш автомобиль проезжал не более метра. Тогда безопасность вам будет гарантирована на все проценты.
Наш вариант ответа на наш вопрос звучит так. Необходимо сместиться влево на соседнюю полосу до такой степени, чтобы расстояние между вашим автомобилем и тем, кого вы объезжаете было не менее 70 сантиметров. Если сместиться невозможно, притормозите и дождитесь, пока в соседней полосе не появится место для вашего смещения туда. А оно появится, если скорость движения вашей полосы меньше или больше, чем скорость движения автомобилей в соседней полосе.


8.Уроки вождения. Обгон

Это опаснейший маневр, во время которого случается примерно каждая пятая авария.
Рассмотрим самую сложную разновидность обгона - на узкой дороге, с выездом на встречную полосу. В этом "коллективном танце" как минимум три участника - обгоняющий, обгоняемый и встречный водитель.
Обгоняете Вы:
Оцените обстановку, примите решение, подготовьтесь к обгону.
Чем больше габариты автомобиля, который собираетесь обогнать (грузовик, автобус), тем дальше следует от него ехать. Вы должны просматривать встречную полосу как можно дальше.
Обращайте внимание на автомобили, которые готовятся выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево. Вы, идущий на обгон по встречной полосе, будете для них неожиданностью.
Перед обгоном проверьте, нет ли позади автомобиля, движущегося быстрее вас.
Если впереди водитель снижает скорость, не торопитесь его обгонять, сначала поймите, почему он это делает.
При обгоне даже на пустой дороге надо все делать в ожидании встречного. Не обгоняйте при ограничениях обзора и видимости (в "закрытых" поворотах, в конце подъемов и т.п.).
Не начинайте обгон ради обгона, сначала подумайте, даст ли это выигрыш во времени.
Не надейтесь "на авось", но и "не путайтесь под ногами". Выберите разумный риск с готовыми вариантами на различное развитие событий.
Чем меньше времени вы находитесь на встречной, тем безопаснее обгон.
Разница скоростей с обгоняемым должна быть максимально возможной и до перестроения обратно в свой ряд машина всегда должна находиться в динамике. Разгонять машину надо и до начала обгона и во время него. Особенно это касается обгона, когда из-за встречных приходится долго ехать за медленной машиной, а затем "выныривать" на встречную. Используйте весь потенциал мотора: заранее, еще в ожидании "просвета" на встречной, включите более низкую передачу, в автомобилях с АКПП отключите "овердрайв" или перейдите в режим "sport", "power"; начинайте разгон при оборотах 3.000-5.000 об/мин.;
утопите педаль акселератора "в пол", на следующую передачу переключайтесь, когда стрелка тахометра подступит к красной зоне.
Прибегайте к дополнительным звуковым и световым сигналам предупреждения об обгоне.
Пока вы находитесь на встречной полосе, обязательно должна работать левая "мигалка".
Включайте правую лишь при возвращении на свою полосу. Тогда встречный водитель будет точно знать, в какой фазе обгона вы находитесь и, при необходимости, применит экстренное торможение.
В ситуации "кажется, не успею" важно быстро принять решение и уже не менять его.
Если вы находитесь на полосе обгона, но еще сзади обгоняемого, то попытайтесь затормозить и вернуться в свой ряд. Если вы на встречной полосе и уже находитесь рядом с обгоняемым - идите до конца, пониженная передача, газ "в пол". "Начал обгон - заканчивай, отламывай зеркала, обдирай бока, но не тормози!" . Большинство водителей, как встречных, так и обгоняемых, поймут вашу ситуацию и скорее всего нажмут на тормоз, а не на газ, начнут прижиматься к обочине, не мешая вам закончить маневр.
Не перестраивайтесь обратно сразу.
Выдержите, если это возможно, паузу, продолжая двигаться с ускорением по встречной полосе и только после включайте правую "мигалку".
Возврат в свой ряд будет безопасным, если вы видите обгоняемый автомобиль в правом зеркале заднего вида.
Если по вашей полосе едет плотный поток машин, то во избежание "подрезания" обогнанного автомобиля и столкновения с задним бампером идущего впереди, необходимо разложить третью фазу на две части. Первая - после обгона вы интенсивно тормозите еще на встречной, уравнивая свою скорость со скоростью машин на своей полосе. Вторая - аккуратно "задвигаете" автомобиль в попутный поток.
Если вы действительно не успеваете ни обогнать, ни вернуться в свой ряд, то уходите от лобового удара любой ценой - на обочину, в кювет, в бок попутной машины.
Энергия лобового удара пропорциональна квадрату суммы скоростей, поэтому и последствия будут "в квадрате" бОльшими.
Не увлекайтесь обгоном в колонне, "паровозиком".

Если Вы - обгоняемый
Если вы видите впереди препятствие или дорожную ситуацию, мешающую обгону, постарайтесь предупредить обгоняющего (левой "мигалкой", рукой в окне, открытием двери) или помешать ему начать маневр, переставив свою машину левее.
Не увеличивайте скорость, когда вас обгоняют.
Если обгоняющая вас машина не успевает закончить обгон, притормозите и примите вправо, к обочине - в случае столкновения плохо будет всем.

Вы - встречный для пары "обгоняемый - обгоняющий"
Источником большинства проблем и ДТП при обгоне является фактор внезапности и, как следствие, дефицита времени на маневр. Бороться с "внезапностью" появления автомобиля, едущего навстречу по вашей полосе, можно только одним способом - предположить ее. Нужно ожидать внезапного появления обгоняющего в любой момент.
Непрерывно контролируйте источник опасности, не отвлекаясь на посторонние дела (прикуривание, разворачивание бутерброда). При этом достаточно "фонового", ненапряженного контроля.
Если обгоняющая машина не успевает закончить обгон, дайте ей дополнительное время и пространство - притормозите и примите вправо, к обочине.
Уходите от лобового удара любыми способами (читай выше).
Полезно всегда контролировать обочину, качество покрытия на ней, возможность экстренного съезда.
Желательно представлять себе поведение автомобиля на различном дорожном покрытии (асфальт, песок, глина, снег), особенно на высоких скоростях и при резкой перемене покрытия.


9.Уроки безопасного вождения: Как быть хозяином пространства

Здравствуйте. Мы снова встречаемся с вами на страницах наших рассылок и нашего сайта «Вождение и учеба» Многие люди задумываются над тем, как можно помочь начинающим водителям «освоиться» на дороге, перестать бояться и страдать от неуверенности. Это и родственники учащихся, это и преподаватели по вождению, это и педагоги в автошколах.
Чего хочет каждый начинающий водитель? Если на время оставить все возвышенное, то каждый водитель хочет ездить спокойно и легко, уверенно и непринужденно. На семинарах, когда я задаю участникам вопрос «кто хочет попасть в аварию?» никогда никто не поднимает руку. А там в основном присутствуют начинающие водители и те, кто испытывает трудности с передвижением по Москве. Что же привело этих людей к такому положению и что заставляет их нервничать за рулем сейчас? Казалось бы, для того чтобы водить автомобиль необходимо уметь водить автомобиль. Так привычно, так учат в автошколе, так вроде бы должно быть. Но это совсем не так и в любой даже самой отсталой отрасли народного хозяйства специалистов учат не так! Часто им дают теорию (институты), а потом они попрактикуются под наблюдением и наставничеством опытного работника (работа). А что происходит в автомобильной сфере? Может быть, можно было бы после окончания автошколы еще долго практиковаться под руководством инструктора (опытного водителя), но что-то мешает (то общаться трудно, то неприятно, то бестолково и т.д.)
Вы конечно можете набираться опыта под руководством опытного инструктора, но есть еще один хороший способ научить себя безопасно водить автомобиль по городу. Он заключается в том, чтобы научиться управлять ситуацией вокруг автомобиля. Что дает умение управлять ситуацией вокруг автомобиля? Проще сказать чего оно вам не дает. Вас когда-нибудь подрезали? Вас когда-нибудь не пропускали на перекрестке? Вы когда-нибудь кричали ему вслед, кто он есть? Вы злились в эти моменты? Вы знаете, что вы истощали свою нервную систему? Пожалейте себя. Если вы научитесь управлять ситуацией вокруг автомобиля, то у них просто не будет шанса подрезать и не пропустить. А если и не пропустят, то все равно вы будете хозяином положения, а не они. И тогда Вы сделаете все как надо, и только от Вас будет зависеть исход ситуации. И научиться этому не так сложно как кажется.
Итак, мы сказали, что умение управлять пространством вокруг позволяет ездить безопасно и перестать нервничать. Что же необходимо для умения управлять пространством?

Пять принципов управления пространством:

1. Знай, что там происходит! Это означает, что вам необходимо контролировать все пространство вокруг автомобиля. Вы должны забыть, что вы имеете право сказать себе, что мертвая зона не просматривается вами, или что сзади «все застраховано» и поэтому вы не смотрите туда. Вам необходимо научить себя контролировать буквально все, что вокруг вас, все, что видно в зеркала, все, что видно только с поворотом головы, буквально все, что движется рядом. Поясняющий пример. Вы собираетесь проехать перекресток прямо. Вы подъезжаете к нему по правой полосе и у вас второстепенная дорога. Вы подъехали, стали смотреть по сторонам, чтобы принять решение и через несколько секунд рядом с вами в соседней левой полосе остановился автобус, который неизвестно куда вообще собирается ехать. Вы подумали, что автобус из этого положения направо повернуть не может (он в левой полосе), значит он едет или прямо или налево и решили под его прикрытием проехать перекресток прямо. Удобно ли будет вам его прикрытие? Да, но в одном случае: если он едет прямо. Если же он поедет налево, то прикрывать он вас будет недолго и может так получиться, что вы окажетесь открытыми в самый неподходящий момент, когда там кто-то быстро едет или несется. Я сейчас не о том, что не надо прикрываться. Прикрываться, конечно же, можно! Но надо делать это с умом, чтобы знать, что происходит за автобусом и вовремя убежать из опасного места.
2. Научись создавать вокруг себя защитное пространство. В наших статьях за последний год мы много писали о соблюдении дистанции, о безопасном боковом интервале и о скорости движения. Вы можете использовать все эти материалы для достижения успеха. Обсуждаем все это в форуме.
3. Знай желания окружающих. Например, пропускание пешеходов. В одной из своих статей о культуре вождения, я говорил о пропускании пешеходов на дороге. Вы можете пропустить пешехода, если захотите это сделать, но главное сделать это так, чтобы пешеход понял, что вы его хотите пропустить (то есть ваше торможение должно быть похоже на торможение человека, желающего уступить, а не задавить. Пешеход, когда будет решаться идти ему или стоять, будет смотреть в первую очередь именно на это). Я даже не говорю о том, что вам, кроме сказанного, необходимо пропустить пешехода так, чтобы едущий за вами водитель успел остановиться (то есть ваше торможение должно быть плавным).
4. Научись влиять на поведение людей вокруг. Для этого вам потребуется научиться видеть, чего хотят люди в данный момент. Далее вы или даете им такую возможность или отбираете ее у них, делая невозможным совершение нежелательного для вас маневра.
Поясняющий пример. Вы двигаетесь по дороге и ищете улицу, которая ведет направо. На данный момент это все, что вы знаете, поэтому вы едете и пытаетесь найти на дороге какое-нибудь примыкание\перекресток\ответвление и распознать его. На вашем пути встречаются стоящие машины (в своей школе для быстроты мы называем их словом «мертвые») Вы объезжаете эти машины, перестраиваясь в соседнюю полосу, и продолжаете поиск. Теперь Вы нашли улицу и готовитесь повернуть. Когда вы поняли, что это именно та улица, которая вам нужна, вы замечаете, что справа от вас едет автомобиль, который собирается проехать прямо и его водитель, увидев, что вы хотите повернуть, теперь еще и сигналит вам. В чем ваша ошибка, ведь вы нигде не нарушили ни одного пункта Правил дорожного движения?
Подумайте над моим вопросом. Если ответ сразу не приходит, нарисуйте описанную мной картинку и попробуйте самостоятельно найти ответ. Чтобы решить о своих действиях, сосредоточьтесь в рассуждениях о том, чего не сделали вы, а не на том, что он сделал плохого по отношению к вам.
Надеюсь, вы хорошо обдумали эту ситуацию, нарисовали себе рисунок и мы можем смело идти дальше.
Не знаю, как вы ответили намой вопрос, а ваша ошибка состояла в том, что справа от себя вы оставили пространство способное втянуть в себя, как в вакуум другого водителя. Он ехал сзади от вас! А попал он туда (обогнал вас), потому что очень хотел ехать быстрее, чем вы (таких водителей на дорогах городов очень много). И когда он шел туда он еще не знал, что вскоре вы будете поворачивать направо. Сейчас Вы, наверное, скажете, что вам надо было пораньше включить сигнал поворота, и все прошло бы без проблем. Мы умышленно не сказали вам о моменте включения сигнала поворота, потому, что этот момент тут не имеет почти никакого значения. Что же тут может быть важнее?
Скажите, если вы включите сигнал поворота направо, но места справа от вас будет достаточно, чтобы проскочить другому водителю, едущему сзади от вас, будете ли вы иметь гарантии, что он туда не попытается проскочить или не проскочит туда, скажем, когда вы не смотрите в правое зеркало? Я думаю, не будете. Ведь вы же не знаете, насколько сильно он торопится, насколько он рисковый человек и что у него вообще «на уме». Давайте теперь попробуем найти ответ на следующий вопрос. Если вы отберете у другого водителя пространство для маневра, будете ли вы уверены, что он не сможет туда проскочить? Вот теперь будете. Будете иметь потому, что как бы он не думал, что бы он не планировал, у него больше нет возможности совершить этот маневр, и теперь он пойдет на како-то другой маневр. Вы только что увидели, как с помощью управления пространством можно влиять на поведение других людей. Для других ситуаций, вы можете придумать способы управления самостоятельно, мы ограничимся в этой статье одним примером и пойдем дальше.
5. Будьте благородны. На дороге, по которой вы поедете, есть не только ваши желания и нужды. Есть еще и другие люди. Будьте вежливы с ними, уступайте дорогу, не будьте "жадиной" ;-) .

Соблюдение этих принципов управления ситуацией поможет вам в ежедневных поездках на автомобиле по городским улицам. Всего вам доброго. И удачи Вам на дорогах.


© Материал взят с сайтов www.parsa.com.ua и www.budakvenko.ru. ©

оглавление

1.Вождение в пробках
2.Управление автомобилем в критических ситуациях (обзор приемов)
3.Переключение передач вверх
4.Переключение передач вниз
5.Безопасная дистанция. Что это?
6.Безопасность в потоке и Культура вождения
7.Интервал
8.Уроки вождения. Обгон
9.Уроки безопасного вождения: Как быть хозяином пространства
Сайт создан в системе uCoz